По мере развития криптовалютного рынка способы распространения токенов тоже менялись. Желающие выгодно инвестировать в криптовалюты могут получить максимальную прибыль при участии в проектах на начальных стадиях, например, IDO, ICO, IEO и др. Многие разработчики согласились с этими правилами и начали называть свои проекты по сбору средств Что такое STO STO (Security token offering). Предшествовавшая IDO модель IEO не удовлетворила инвесторов по многим причинам.
Если в качестве инструмента для инвестиций выбрать лаунчпад-платформы, то это существенно снизит риски. В некоторых проектах предусмотрена страховка от потери вложенных активов, и в случае неудачи инвестор просто не получит ожидаемой прибыли, но не потеряет основной капитал. Initial DEX Offering — это один из эффективных механизмов привлечения инвесторских средств, для которого используется платформа биржи.
Данный вид токена может быть подкреплен активами компании, такими как акции, правом на получение дивидендов или правом голоса. И несомненно для инвесторов, которые верят в компанию, это более прозрачный и безопасный тип инвестиций. Тем не менее, можно предположить, что цена (и ценность) такого токена может вырасти с ростом спроса на продукт или услугу проекта. Таким образом, утилитарность токена не мешала проектам собирать огромные суммы на своих токен сейлах, а приобретателям этих токенов перепродавать их на вторичном рынке и приумножать или терять свои капиталы. Год был полон хорошими новостями, на которые рынок глобально не отреагировал.
Однако почти полное отсутствие внешней регуляции и контроля становится магнитом для всякого рода мошенников, которые могут привлечь немалые суммы, а потом просто соскамиться. STO разработаны в соответствии с существующими правилами ценных бумаг, предоставляя инвесторам более безопасный и регулируемый вариант инвестирования. Основным преимуществом STO является их способность предлагать держателям токенов традиционные инвестиционные функции, такие как владение акциями, участие в прибыли или право голоса. Это делает STO привлекательными для институциональных инвесторов, которые более осторожны и требуют соблюдения законодательства. Таким образом, даже если сам токен по своей сути был сервисным (utility) или товарным (commodity), модель классического ICO roadshow превращала сам процесс в продажу security.
Последние разъяснения SEC, вышедшие в апреле 2019 года носят скорее оптимистичный характер. Механизмы распределения токенов играют важную роль в мире криптовалют и блокчейн технологий. Токены являются цифровыми активами, которые могут представлять собой различные ценности, права или участие в децентрализованных сетях. С одной стороны, новый инструмент обладает рядом ключевых преимуществ, обеспечивая более высокую степень защиты прав инвесторов и одновременно с этим — снижение регулятивных рисков для эмитентов. С другой стороны, он сопряжен с гораздо более высокими издержками для эмитента, поскольку STO является разновидностью частного размещения ценных бумаг, в то время как ICO — по сути лишь один из видов краудфандинга. STO также нацелены на другую аудиторию, поскольку участвовать в подобных размещениях могут исключительно профессиональные инвесторы.
Но точно никто не знает, как рынок отреагирует на регулирование и приход институционалов. Потому что философия криптовалют, благодаря которой они изначально завоевали популярность — это анархия. Помимо обвала цены, в течение года было еще несколько трендов — уход неквалифицированных инвесторов, смерть рынка ICO и невосприимчивость к хорошим новостям. Коэффициент β, как правило, рассчитывается по каждой отрасли и отслеживается аналитиками фондовых бирж. Чтобы определить ожидаемую рыночную доходность для CAPM-модели, обычно используются исторические данные или прогнозы аналитиков. В качестве безрисковой ставки чаще всего берется доходность государственных облигаций с тем же сроком погашения, что и длительность реализуемого проекта [10].
Отсюда растет популярность – за первую половину 2019 года капитализация IEO-проектов уже достигла $1 млрд. ICO является формой распространения монет напрямую от «эмитента» посредством смарт-контрактов. Достаточно зарегистрироваться на площадке проекта и обменять имеющиеся биткоины или эфиры на монеты стартапа. Поскольку расходы команды на такой способ привлечения средств минимальны, то и цена монет невысока.
Таким образом, STO и ICO — это скорее два разных механизма привлечения инвестиций, предназначенные для разных ситуаций. Повторюсь, security токены выходили на рынок и во времена активного всплеска ICO и о данном виде привлечения инвестиций разговор ведется достаточно давно. Например, один из наших клиентов, проект Paygine, уже в мае 2018 вышел на рынок именно с зарегистрированным секьюрити токеном, дающий определенные не-ютилитарные выгоды своим потенциальным покупателям.
В-третьих, разработчики обычно оплачивают листинг, то есть, размещение токена на централизованной бирже после проведения IEO. Согласно открытым данным, эта сумма варьируется в зависимости от биржи и конкретного проекта, поэтому четкую сумму назвать невозможно, однако обычно она достаточно чувствительная для разработчика. Токенсейлы или мероприятия по продаже токенов являются большой и важной частью жизни криптоиндустрии. Создав идею, команда блокчейн-разработчиков может разместить монеты своего проекта на рынке и тем самым получить инвестиции на его реализацию.
Впервые подобная модель финансирования была реализована 17 июня 2019 года. В течение одних суток на бирже Binance DEX было продано 3% от общего количества выпущенных токенов Raven Protocol. Цена альткоина во время токенсейла оставалась неизменной и составляла 0,00005 BNB. С помощью SAFT профессиональные инвесторы подключаются в проект на ранней стадии, когда проект готов, токены уже перепродаются частным лицам. На этапе перепродажи следует проводить еще один HOWEY TEST, но, если токены не имеют характер ценных бумаг, такая продажа не должна регистрироваться в соответствии с законодательством о ЦБ и может привлекать широкий пул участников. В России сравнительно недавно начали серьезно обсуждать национальные законодательные инициативы в сфере блокчейн технологий.
В STO смогут принять участие лишь профессиональные инвесторы — это гораздо более искушенная аудитория, которую сложнее впечатлить. Продвижение продукта и бизнес-модели в среде профессиональных инвесторов потребует гораздо больших усилий и крупного маркетингового бюджета. Даже при ICO с таргетом на Азию вам следовало бы иметь legal opinion. В случае с STO, на ваш токен-сейл распространяется регулирование по продвижению финансовых инструментов каждой из стран-таргетинга. Так как финансовые регуляторы считают такой тип токенов ценными бумагами, это защищает держателей токенов, а самое главное – дает им реальные права. Если обеспечить приток больших денег, рынок может стабилизироваться и развернуться.
ООО «Хохланд Руссланд» выражает благодарность группе компаний «Лигал Бридж» за своевременное и качественное выполнение работ. По итогам совместной работы хотим отметить высокую подготовку и опыт специалистов Legal Bridge и рекомендуем эту компанию, как высокопрофессионального поставщика консалтинговых, бухгалтерских и юридических услуг на территории России. Стоит отметить, что TVTG дает достаточно абстрактные определения, однако, не стоит бояться некой неопределенности в терминологии. Прежде всего потому, что при разработке законодательства в области технологий, риск устаревания законодательства крайне велик.
Потому что из доллара нужно войти в биткоин или эфир, принимая риск, что они могут упасть. А потом еще и купить монету, которая вообще непонятно как будет котироваться к этим главным криптовалютам. Можно сказать, что Initial Dex Offering – это новый виток эволюции криптокраудфандинга, решающий многие проблемы ICO, STO и IEO.
И тут практика показала, что инвесторы в общей массе оказались не защищены. Многие проекты не выполняли поставленные планы и обещания, часть из них вообще пропадали или забрасывали дальнейшее развитие. Нередкие судебные дела против откровенно мошеннических компаний взбодрили рынок, но тем не менее количество скама на нем оставалось огромным. В том числе это привело к спаду интереса инвесторов к ICO и возрастающему давлению со стороны регуляторов. Последние особенно активизировались к середине и концу 2018 года, ведь в действительности многие ютилити токены на самом деле используются только в спекулятивных целях. Это вынудило многие проекты, например, не принимать инвестиции от резидентов США, одного из крупнейших рынков, чтобы попытаться избежать грозную руку американского SEC.
Более того, следует заметить, что процедуры KYC и проверка SEC не только усложняют и удорожают процедуру привлечения средств в проект, их основная задача защитить инвесторов. Ведь законодательство о ценных бумагах контролирует весь процесс вплоть до рекламы и привлечения инфлюэнсеров, делая каждый шаг процесса подлежащим отчету и абсолютно прозрачным. Таким образом инвесторы понимают, во что именно они вкладывают средства, а предприниматели защищены от будущих исков. Токены, выпущенные в рамках ICO, обычно являются криптовалютными токенами или утилитарными токенами. ICO позволяет компаниям быстро привлечь средства от широкой аудитории инвесторов без необходимости прохождения сложной процедуры традиционного IPO. ICO обеспечивает доступ к мировому рынку капитала, позволяя компаниям привлекать инвестиции из различных стран без географических ограничений.